Сергей Дараган. Продолжение темы. Комплексное арт-ателье: живопись, музыка, видео



Сергей Дараган. Продолжение темы. Комплексное арт-ателье: живопись, музыка, видео



Сергей Дараган. Продолжение темы. Комплексное арт-ателье: живопись, музыка, видео


СЕРГЕЙ ДАРАГАН. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ. Комплексное арт-ателье: живопись, музыка, видео

Участники:
Сергей Дараган,
Лариса Захарова,
Олег Резцов,
Гелена Мосорюк,
Федор Башинский

 

Участники проекта благодарят за спонсорскую поддержку Кыргызско-Российский Славянский Университет и Швейцарское Бюро по сотрудничеству в Кыргызстане

 

О проекте

О Сергее Дарагане

 

 



Сергей Дараган. Обнаженная модель-(2218). 2002, полиэтиленовая пленка, масло, 150х120 см

 

 



Сергей Дараган. Обнаженная модель-(2220). 2002, гофрокартон, масло, 102,5х79,5 см

 

 



Сергей Дараган. Обнаженная модель-(2221). 2002, гофрокартон, масло, 156х69 см

Комплексное арт ателье, в пространстве которого пересекаются мастерская художника, музыкальная студия и съемочная площадка, в свою очередь, само интегрировано в экспозиционное пространство коллективной выставки участников фестиваля.  
В течение пяти дней, по 5-6 часов в день, в нем параллельно работают художник, два музыканта и оператор. Возможность такого объединения обусловлена многолетним творческим взаимодействием художника Сергея Дарагана, музыкантов Олега Резцова и Гелены Мосорюк, режиссера и оператора Федора Башинского, ассистента художника Ларисы Захаровой.
Созданные за день произведения образуют своеобразные живописные и видео экспресс-выставки, а все атрибуты творческого процесса, включая оборудование и сменные палитры, тоже становятся выставочными объектами.
Спецификой арт ателье является практически полная внешняя автономность работы каждого автора друг от друга. Это не иллюстрация музыки художником, не музыкальная интерпретация живописи композитором и не хроника событий, зафиксированная оператором. Взаимосвязь и взаимовлияние происходит по более сложным и тонким каналам взаимодействия, когда творческая интуиция каждого обостряется до предела сознательно спровоцированной стрессовой ситуацией. 
Расчет строится на определенном сходстве индивидуальных творческих методов каждого из участников мастерской, а так же на сходстве их отношения к жизни и к искусству. И еще на том, что творческий процесс для каждого из них есть ни на секунду не прекращающаяся работа, есть единый поток сознания.

Сергей Дараган

 

 

 

 

В 1984 году, работая в так называемой «группе трёх» (вместе с В. Зухиным и К. Шкурпелой), С. Дараган впервые начал разрабатывать тему «Обнажённая модель». С тех пор она имела постоянное развитие и была неоднократно вынесена в название его персональных выставок и выставок «группы трех».
Дараган интерпретирует тему в своеобразной очень экспрессивной манере. Импульсивными мазками ярких, кричащих цветов моделирует корпус модели, почти абстрагируя женское тело до сгустка вихреобразных энергетических потоков. Отчужденность тела, образ самостоятельной жизни плоти подчеркивается материалом, служащим основой и одновременно фоном для живописи. Как правило, это промышленные отходы – оберточные бумаги, газеты, гофры и упаковки от бытовой техники, полиэтилен. Избирая для основы нетрадиционные, принципиально некоммерческие материалы, художник практически освобождает картину от понятия станковизма, как бы заявляя о ее принадлежности к области чистого творчества, чистой изобразительности.
Разумеется, в названии проекта – «Продолжение темы» – отразилась не только проблематика творчества С. Дарагана. Впервые параллельная работа в пределах одного заданного пространства в том виде, в каком она предстала на фестивале, была осуществлена участниками проекта в рамках бишкекской версии передвижной выставки «Внутренняя Азия» в 2002 году. Новая форма диалога – косвенного, скорее, энергетического, показалась авторам интересной и плодотворной.
Итогом действия настоящего «комплексного арт ателье» стали двадцать одна живописная работа и три коллажа Сергея Дарагана, музыкальная пьеса Олега Резцова «Острова», а также видеофильмы Федора Башинского, решенные в форме видео арта или в смежных с ним формах и имеющие прямое («Архив», «Тема», «Острова») или косвенное («Монолог», «Круг», «Лабиринт», «Хабитат») отношение к проекту.

Маргарита Амвросова

 

 

 

 

Острова

Пьеса «Острова» была написана специально для фестиваля, выучена там и исполнена впервые именно на фестивале. Можно увидеть в названии символику объединения общим пространством видов искусства, внешне никак не соприкасающихся, подобно тому, как острова, удаленные друг от друга на многие километры, находятся в одном и том же океане.
Конечно, существуют многообразные пересечения деятельности участников проекта, начиная от легко уловимых сопоставлений понятия художественного пространства в разных аспектах, и заканчивая обыгрыванием темы «художник и модель» опять-таки в многомерных вариантах: не только художник и реальная модель присутствуют здесь, но и исполнители, воссоздающие замысел композитора по модели нотного текста; в свою очередь, и художник, и исполнители являются моделью для кинооператора.

Гелена Мосорюк 

 




 

 

 

О проекте

О Сергее Дарагане



Сергей Дараган

 

Сергей Дараган

(1945-2004)


Живописец, график, художник театра, галерист, куратор выставок. 

Родился в 1945 году в Почепе Брянской области, Россия. В 1968 году окончил физический факультет Томского Государственного университета, поступил в аспирантуру. В 1968-1969 гг. занимался в изостудии при Доме Учёных в Томске. В 1970 году ушел из аспирантуры. В 1972 году вернулся в Кыргызию. В 1975 году окончил Фрунзенское художественное училище. В 1978 году стажировался в Ленинградском институте им. Репина  по рисунку и живописи.

С 1981 по 1990 гг. работал главным художником в Республиканском театре кукол. Поставил 30 спектаклей в киргизских и зарубежных театрах. Член Союза театральных деятелей СССР и Кыргызстана с 1983 года. Член Союза художников СССР и Кыргызстана с 1985 года.
В 1993 году совместно с Константином Шкурпелой организовал при Кыргызско-Славянском Университете галерею RED RAT (с 1995 года –  /// Галерея). С тех пор является директором галереи. Вместе с В. Зухиным и К. Шкурпелой образовал так называемую «группу трех» (1984 – 1995).

Постоянный участник республиканских, международных и зарубежных выставок с 1977 года, в их числе:

1989   «Обнажённая модель» (выставка группы «трёх»), Выставочный зал СХ «Дубовый парк», Фрунзе, Кыргызстан
1989   «Обнажённая модель» (с К. Шкупелой), Томский областной художественный музей, Томск, Россия
1990   «Обнажённая модель» (с К. Шкурпелой), ГМИ им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан
1990, 1992, 1996, 1998   I, II, IV и V Международная биеннале современной станковой графики «Калининград», Калининградская Государственная художественная галерея, Калининград, Россия. Диплом жюри биеннале 1990 года
1991   «Обнажённая модель» (выставка группы «трёх»), ЦДХ, Москва, Россия
1994,1995   Пленэр, Тюшендорф, Германия
1998, 1999, 2000, 2002   Московский международный художественный салон «ЦДХ»», ЦДХ, Москва, Россия
1999, 2001   I и II Новосибирская международная биеннале современной графики, Новосибирская картинная галерея, Новосибирск, Россия. Лауреат II премии I биеннале
2002   Международный проект «Внутренняя Азия», галерея «Тенгри-Умай» (Алматы, Казахстан), КГМИИ им. Г. Айтиева (Бишкек, Кыргызстан)

Куратор проектов /// Галереи:

1994   Выставка «Избранные  произведения художников Кыргызстана» (от галереи RED RAT), КГМИИ им. Г. Айтиева, Бишкек, Кыргызстан
1995-1999   43 авторских концерта – беседы композитора, исполнителя и теоретика искусства Олега Резцова «Мировая музыкальная культура. Параллели и ретроспектива», /// Галерея  КРСУ, Бишкек, Кыргызстан
1999   Выставка «Обнаженная модель», «Парад галерей-99», ГМИ им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан
2000   Выставка сценографии «Художник и театр», Кыргызский Государственный исторический музей, Бишкек, Кыргызстан
2000   Выставка «Абстрактное искусство», Фестиваль галерей «Арт-Новосибирск-2000», Новосибирская картинная галерея, Новосибирск,  Россия
2001   Выставка «Живопись и скульптура Кыргызстана», Авиньон, Франция (совместно с Союзом художников Кыргызстана и Ассоциацией «Антрепрендре», Франция)

Персональные выставки:

1997   КГМИИ им. Г. Айтиева, Бишкек, Кыргызстан
1997   ЦДХ, Москва, Россия
1999   Калининградская Государственная художественная галерея, Россия
2000   Новосибирская картинная галерея, Россия
2001   КГМИИ им. Г. Айтиева, Бишкек, Кыргызстан
2002   ЦДХ, Москва, Россия

Работы находятся в собраниях КГМИИ им. Г. Айтиева, Томского областного художественного музея, Калининградской Государственной художественной галереи, Новосибирской картинной галереи, Дирекции выставок Министерства культуры России, в частных коллекциях в Кыргызстане и за рубежом.