Алмагуль Менлибаева
Моя шелковая дорога к тебе
19 января – 19 февраля 2011

 

Галерея «Тенгри-Умай» представляет персональную выставку Алмагуль Менлибаевой «Моя шелковая дорога к тебе».

В видео Алмагуль Менлибаевой и сопутствующих им фотографиях разворачиваются мифопоэтические нарративы, в иррациональном контексте которых выявляется подвижность и проницаемость границ между современностью и историей, или даже мифической историей, между разными по своим истокам культурными и духовными традициями, циркулирующими на территории Центральной Азии. Тем не менее, этот мифологический дискурс провокативно рефлексивен и, по сути, является критической стратегией, интеллектуальной реакцией. Менлибаева постоянно выставляется на интернациональной сцене и столько же времени проводит на Западе, сколько и в Казахстане, но снимает почти исключительно здесь, чаще всего в провинции. В видео «Бабочки Айша-биби», как и в серии фотографий, созданных в 2010 году, тематизируется гендерный конфликт, который все еще актуален в нашей стране, особенно, вне городской культуры, но вместе с тем этот конфликт исследуется здесь на нескольких уровнях рефлексии – как социальный феномен, как экзистенциальный факт и в форме реактуализации мифа, отсылающего к трагедии. По казахской легенде Айша-биби, дочь известного поэта-суфия, трагически погибла, так и не успев соединиться с Караханом, своим возлюбленным, после чего тот воздвиг на месте ее гибели мавзолей, как пишут в приданиях, «сказочной красоты». Любовь как невозможность присвоения, как фундаментальная нехватка, о которой говорит психоанализ, как вечное желание и, таким образом, движение, выбранный номадизм, такой же нескончаемый, как Шелковый путь.

Этот выбранный номадизм в контексте гендерной традиции, как и в контексте истории искусства, приобретает значение войны. И в видео «Джихад», снятом Менлибаевой в 2004 году, она исполняет перформанс с покрывалом перед входом в мавзолей Хаджа Ахмета Яссави, написавшего суфийскую «Книгу книг», пустую книгу. Как написано в синопсисе, «На Востоке образ женщины с покрывалом ассоциируется со множеством значений: он репрезентирует покорность или красоту, ограниченность или защищенность, слабость или конвенциональное мышление. В перформансе «покрывало» символизирует наш «ум». Женщина играет с «условностью ума». Каждый кадр заканчивается резким ударом покрывала о камеру, как пощечина…».

 

Алмагуль Менлибаева родилась в Казахстане, закончила Казахский Государственный театрально-художественный институт (сейчас Национальная академия искусств). Живет и работает в Берлине и Алматы. Лауреат премий «Тарлан» и «Дарын». Принимала участие во многих крупных интернациональных выставках, в числе них 51-я, 52-я, 53-я Венецианская биеннале (2005, 2007, 2009); Сиднейская биеннале 2006; Обернхаузенский кинофестиваль (2009, 2010); «Tarjama/Translation» в Художественном музее Квинса (2009) и в музее Герберта Джонсона (2010); передвижная выставка «Off the Beaten Path, Women, Art, and Violence» в Музее Стенерсена, Осло (2009), Калифорнийском университете (2009), культурном центре El Cubo-Tijuana, Мексика (2010) и др. В настоящее время ее работы представлены в крупной выставке «XXI век: Искусство первой декады» в Национальной австралийской художественной галерее Квинсленда. Она приглашена участвовать в биеннале в Шардже (март – май 2011). С 24 марта по 14 мая 2011 запланирована ее персональная выставка в нью-йоркской галерее Priska C. Juschka Fine Art, ее постоянного партнера.
Работы Алмагуль Менлибаевой закуплены в коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева (Казахстан), Филадельфийского художественного музея (США), Антверпенского музея современного искусства (Бельгия) и Квинслендской национальной художественной галереи (Австралия).


биография

работы разных лет

экспозиция

фотографии из серии “Молоко для ягнят”

фотографии из серии “Бабочки Айша-биби”