С 15 апреля по 14 мая 2011 Гёте-Институт Алматы и галерея «Тенгри-Умай» представляют выставку молодых центральноазиатских художников – участников видеоарт-проекта «Климат и искусство».

Осенью 2010 года 12 художников из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана приняли участие в воркшопе под руководством известных видеоартистов Яна Фербека (Германия) и Аки Наказавы (Германия/Япония). Результатом этого воркшопа, организованного Гете-Институтом Ташкент, стала передвижная видеовыставка, которая уже была показана в столицах центральноазиатских стран – Ташкенте, Бишкеке и Душанбе. Ее основной фокус – проблемы сосуществования человека и окружающей среды, цивилизации и природы, климата глобального и климата локального, который может интерпретироваться и как «микроклимат» внутреннего мира художника. Проект даст также интересный материал для сравнительного анализа с параллельно проходящим аналогичным проектом видеоарта, которым занимаются немецкие студенты.

 

Участники
Мунира Алимухамедова (Узбекистан)
Александр Барковский (Узбекистан)
Александра Батина (Узбекистан)
Бермет Борубаева (Кыргызстан)
Раиса Дорошина (Узбекистан)
Гайша Маданова (Казахстан)
Алексей Румянцев (Таджикистан)
Алла Румянцева (Таджикистан)
Дарья Сорокина (Узбекистан)
Аскар Урманов (Узбекистан)
Диана Ухина (Кыргызстан)
Зоя Фалькова (Казахстан)

 

Синопсисы

Мунира Алимухамедова «Микроклимат»,02’50”
Микроклимат моего сознания, моей души. Небольшое путешествие по коридорам моего мозга. Это то, что составляет мой мир.

 

Александр Барковский «Последняя песнь Заратустры», этник-нойз, музыкальный перформанс, 11’35’’
Шум камыша
Танцующий огонь
Рождает пламенем своим цветок
А человек как чаша для цветка
Мир создает в себе
И тлеет в нем дотла
Тот пепел есть жемчужина востока
восток – кристалл твоей души
Когда сойдет на землю город бога
Во флейты превратиться камыши

Триединство. Звук видео и пластика. Полет, угасающая свеча и вытаскивание пробки из бутылки. Открытие энергии земли. Чтобы соединится с главным огненным цветком, с ядром планеты.

 

Александра Батина «Агасфер», 01’55”
Агасфер – человек, обречённый на вечную жизнь; бессменный правитель своих садов; навечно прикованный к землям своего правления, в мечтах об освобождении, желает войти на лестницу в небо. И уже ничего не удивляет его – ни боль, ни страдания в своих садах; ни холод, ни жажда не в состоянии потревожить его, он устал.

 

Бермет Борубаева «АР’Т’буз», 04’18”
По одной из теорий географического детерминизма климат и природный ландшафт являются определяющими факторами в формировании культуры народов. Как известно, торговля всегда была определяющим фактором коммуникации в межкультурном общении. За символ обмена взят акт процесса передачи арбузов из одних рук в другие, подобно тому, как передаются знания, нравы, традиции и обычаи между культурами.
АP«Т»буз – это термин, обозначающий в данном случае «арбуз» и рассмотрение его через видеоарт, который является объединяющим явлением во все времена.

 

Бермет Борубаева, Диана Ухина «Глобальный человейник», 03’48”
«Глобальное Общество имеет необычайно сложную, многомерную и динамичную структуру... На эту сложнейшую и подвижную сеть накладывается еще более сложная сеть политических, культурных, информационных и экономических предприятий, учреждений и организаций…».
(А. Зиновьин)

 

Раиса Дорошина «Наследие», 02’04”
Культура Узбекистана формировалась на протяжении веков. Климат Узбекистана оставался неизменным на протяжении многих лет. Вместе с тем существует взаимосвязь между климатом, временем года и культурной жизнью узбекского народа, его обычаями и праздниками. Бесценное наследие, традиции и обычаи, обряды и праздники, сохраняет и передает из поколения в поколения семья.

 

Гайша Маданова «Присутствие. Фюсис», 08’46”
«Это то, что присутствует в нас и это всё то, в чем присутствуем мы...»
Идея видео напрямую связана с сосуществованием человека и окружающей среды, с вопросом о его месте и значении. Когда он влияет или изменяет мир, он не может остаться прежним.

 

Алексей Румянцев, Алла Румянцева «Ластик», 01’38”
Автор проводит аналогию между окружающей средой и игровым полем компьютерной игры. Персонаж этой игры, проходя очередной уровень, оставляет после себя пустоту .
Так и в реальной жизни люди выкачивают  из окружающей среды энергию, ресурсы и, исчерпав их, переходят на новые территории  в поисках новых ресурсов.

 

Алексей Румянцев, Алла Румянцева «Параллели», 02’37”
Человек и окружающая среда – мы все меньше заботимся о том, насколько органично мы  сосуществуем вместе.
Однако природа по-прежнему пытается привлечь наше внимание. Но вместо того чтобы
прислушаться к языку Земли, человек все больше отдаляется. Человек и окружающая  среда – это уже не одно целое, это два параллельных мира.

 

Дарья Сорокина «Узы», 02’55”
Издревле каждый род, каждое племя относило себя к какой-то определенной территории, к Своей земле. Они говорили: «Это наша Земля! Наша кормилица!», – защищали ее, чтобы затем передать ее своим детям, внукам, будущим поколениям; передать не только саму землю, но и всё, что вложили в неё: свою любовь, нежность и теплоту, …теплоту уз, которые являются самыми крепкими, надежными и нерушимыми в этом мире.
Эти узы – семьи, узы поколений. Ни одни другие не сравнятся с ними по стойкости, верности и силе…

 

Аскар Урманов «Дерево», 01’41”
Достигая комфорта физического, я забываю о душе. Я потребляю больше чем мне необходимо. Я поедаю свою планету. Я выплевываю ей в лицо грязные объедки. Я проникаю в ее недра и все что нахожу, превращаю в мусор, который она не может переварить. Я топчу ее сердце. Я уже не часть единого организма. Я инородное тело – вирус. Природа отторгает меня. Чтобы выжить я должен вернуться к истокам, вспомнить забытые инстинкты, вспомнить красоту мира, руки первобытного человека, ласкающие дерево, символизирующее для него богиню мать.

 

Диана Ухина «Выкл./вкл.», 01’39”
Согласно психоанализу Фрейда одна из наиболее сильных мотиваций, заставляющих человека стремиться к чему-либо – желание власти. И это желание порой руководит человеком. Данная работа отражает человеческую сущность, стремящуюся иметь власть над всем и часто даже над неподвластными вещами и явлениями.

 

Зоя Фалькова «Таяние снеговика», 02’50”
Что такое таяние снеговика? Мы ходим мимо, не замечая его, в лучшем случае улыбаясь. Откуда снег? Слова «климат» и «глобальное потепление»
имеют какое-то значение, но мы далеки от него.
Цивилизация – это когда эскимосы получают теплые квартиры и должны работать, чтобы купить холодильник.