Елена Воробьева, Виктор Воробьев. «Базар». 2006, инсталляция

 



Елена Воробьева, Виктор Воробьев. Базар. 2006

 



Елена Воробьева, Виктор Воробьев. Базар. 2006

 



Елена Воробьева, Виктор Воробьев. Базар. 2006

90-е для Казахстана были временем глубоких перемен. Распад советской системы и провозглашенный суверенитет повлекли за собой массу проблем – почти все сложившиеся социальные отношения разрушились, экономика была в упадке, деньги обесценились. Дезориентированное население пыталось найти точки опоры. То, что было совсем недавно под запретом (рынок, частное предпринимательство) и называлось спекуляцией, стало основным экономическим курсом нового государства. «Приватизация» – стало модным словом. Общественная социалистическая собственность быстро перешла в частные руки. Но большинство населения осталось, фактически, ни с чем. Люди попали в ситуацию, когда нужно было что-то предпринимать, выживать любым способом. Многие, в основном, пожилые пенсионеры, выносили из своих квартир на продажу то, что на их взгляд представляло хоть какую-то ценность. Улицы в Алматы в то время превратились в сплошную торговую зону. Торговали всем: поношенной одеждой, хрусталем, ложками, милицейской формой, гвоздями, виниловыми пластинками, бывшей в употреблении одноразовой посудой, книгами классиков марксизма-ленинизма и библией…
Нам показалось интересным это явление, как процесс, характеризующий время и, одновременно, как эстетический факт. Товар, разложенный на земле, образовывал своеобразные «натюрморты», которые могли рассказать все о продавце – его личную историю, пристрастия, навыки... Мы фотографировали эти объекты и, в качестве благодарности, что-нибудь покупали (часто, абсолютно ненужную вещь). Этот процесс сопровождался недолгим разговором, в ходе которого, выяснялись дополнительные сведения. Например, одна бабушка продавала две пачки папирос, оставшихся от ее умершего мужа. Предлагая их нам, она говорила: «На что они мне – я не курю...». Или, женщина, у которой мы купили старые фотографии советских киноактеров, сказала, что у нее их много – она их с детства коллекционировала.
В своей массе эти «натюрморты» как нельзя лучше рисовали картину смены эпох. Соседство таких идеологических символов, как пластинки с гимном Советского Союза с потрепанными куклами Барби китайского производства или «фирменной» косметикой сомнительного происхождения, говорило о многом. «Вечные» ценности коммунистического прошлого обесценились и продавались за гроши наряду с ширпотребом  консъюмеристического настоящего. Надо сказать, что во всех регионах постсоветского пространства происходило то же самое. И сейчас в России, Украине или Киргизстане можно встретить подобные базары с идентичным товаром. И поскольку у всех была общая семидесятилетняя история, национальная специфика здесь уступает место интернациональной.
Постепенно у нас сложилась достаточно большая коллекция купленных таким образом вещей и отснятых «натюрмортов». Инсталлируя все это в выставочном пространстве, мы хотим показать множество взаимосвязанных  реалий – реальность выставленной вещи, которую можно потрогать, задокументированную в фотографии реальность места, откуда взяли эту вещь, реальность существования каждого человека (владельца вещи), реальность времени (истории), реальность непосредственного межличностного контакта, наконец.
Елена Воробьева

 

Елена Воробьева, Виктор Воробьев. «Базар».
2006, инсталляция, 15-я Сиднейская биеннале, «Зоны контактов», SCA Galleries, Sydney College of the Arts, Сидней, Австралия


биография
работы разных лет